Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцев VII Вселенского Собора (787)

25 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в день празднования  памяти святых отцев VII Вселенского Собора в обители совершено две Божественные Литургии.

Раннюю Литургию в Успенском храме совершил иеромонах Митрофан (Бородин).

Позднюю Литургию в Казанском храме возглавил иерей Георгий Стебаков в сослужении протоиерея Василия Стойка и иеромонаха Елеазара (Сухорукова).

По окончании богослужения иеромонах Елеазар обратился с проповедью:

Братья и сестры! Сегодня наша Святая Церковь чтит память святых отцев VII–го Вселенского Собора.

Седьмой Вселенский Собор проходил более чем 12 веков назад, в 787 году в городе Никея. Этот Собор примечателен тем, что его постановлением было благословение иконопочитания и осуждение иконоборческой ереси.

Собор, созванный в Никее в 787-м г., оказался последним в ряду Соборов, признанных всеми Поместными Православными Церквями. Таким образом, история Церкви знает семь Вселенских Соборов.

Все соборы созывались в основном для того, чтобы осудить очередную ересь. Зачастую ереси в Церкви возникали из-за крайности какого-либо благочестия. Появлялась среди христиан крайность одна, и в противовес ей возникала какая-либо ересь. Так было и с ересью иконоборчества. В определённой степени, перед появлением ереси иконоборчества в иконопочитании возникло очень много перегибов, которые граничили с ересью. В противовес этого особо ревностные христиане стали бороться за чистоту веры и доборолись так, что под предлогом борьбы с идолопоклонством перешли в ересь полного отвержения икон. Для устранения раскола Церкви и искоренения опасной ереси императрица Ирина созвала святых отцов на Вселенский Собор. Собравшись все вместе, они обсудили и установили, опираясь на православное учение, как нам должно почитать иконы. Были осуждены не только иконоборцы, но и те перегибы иконопочитания, которые послужили поводом для возникновения ереси. Например, один из перегибов в иконопочитании – с икон соскабливали краску и добавляли в Причастие. Это неприемлемо, и не соответствует христианскому учению. Мы не должны самой иконе, то есть деревянной доске с изображением, приписывать чудодейственные свойства. Источник чудодейственной силы – Тот, кто изображён на иконе. Изображение – это символ или образ реально существующего предмета. Когда мы смотрим на икону, мы молимся и восходим к первообразу. Надо это понимать в первую очередь. Мы молимся не самой иконе, а Спасителю, Богородице, святым угодникам Божиим. Это самое важное. У иконоборцев того времени было много серьезных богословских аргументов, которыми они оправдывали свою позицию. Но все эти аргументы были опровержены истинным православным учением на VII-м Вселенском Соборе.

У современных противников иконопочитания – протестантов, нет богословских аргументов. Если сравнить аргументы современных протестантов с аргументами древних иконоборцев, это два разных уровня — уровень детского сада (современные протестанты) и уровень научного богословия (древние иконоборцы). Что выдвигают протестанты? – вторую заповедь Закона Божия, данного Моисею на горе Синай: Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им (Исх. 20, 4-5).

Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров – вещественных или воображаемых – служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести, обоготворять разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, всяких страшилищ – всего, в чем темное суеверие видело что-то, необъяснимое, сверхъестественное. Для современного человека буквальное поклонение идолам – немыслимо и даже смешно. Тем не менее, дух второй заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами, звёздами шоу-бизнеса, блогерами. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души.

Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить золотых херувимов на крышке Ковчега Завета на самом видном месте в походном храме-скинии, по образу которого потом был построен Иерусалимский храм. Так же по этому образу потом стали строиться все христианские храмы. Изображения херувимов были угодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся. Мы видим, что не всякие изображения даже в Ветхом Завете были запрещены. Это уже один из самых важных аргументов против современных иконоборцев. Они говорят: мы верим только Священному Писанию, то есть Библии, приведите нам пример из Писания. Они приводят в пример из Библии вторую заповедь, мы приводим в пример из той же Библии текст чуть далее на пару страниц от второй заповеди (Исх. 21 и 26), и там мы видим установление изображения Херувимов. Библия против Библии. Если Ковчег, в котором хранились скрижали завета и прочее, ничем не отличается от домашнего сундука, и жезл Аронов подобен обычному посоху, – только тогда иконы подобны идолам. Батюшка ещё раз подчеркнул, что мы должны понимать и, если потребуется, отстаивать свою позицию, что Церковь почитает иконы не как сами предметы – картины на дереве, а как образ того, кто изображен на иконе. Это и есть самое главное почитание: взирая на святые иконы, возводить ум свой к Богу, Божией Матери и святым угодникам, и стараться исправлять себя, становиться лучше.

Аминь! Да хранит всех нас Господь! С праздником!

Затем братия направилась в трапезную, где был совершен чин о Панагии.

 

 

Оцените статью
uspenie
 Свято-Успенский мужской монастырь, г. Орёл