Общее понятие о великопостном богослужении.

Великий пост охватывает собою дни святой Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы.

В великопостный период Церковь отлагает в богослуже­нии всякую торжественность. И прежде всего она не соверша­ет самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключени­ем суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров.

Почти прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного со­стояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням.

Вместо радост­ного благовествования Евангелия Христова верующим предла­гается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благопри­ятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного ду­ха.

Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами.

О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.

В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные и поясные поклоны.

При признесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы — Господи и Владыко живота моего, — полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы — Дух же целумудрия — и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы — Ей, Господи Царю — полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования — поясной.

О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста — молитвы Владыко, Многомилостиве необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час) полагается по три земные поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему — один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся) совершается три малых поклона.

В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать поклон (поясной или земной — по дню).

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет Христов просещает всех! полагается припадать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

Утреня.
Начинается с двупсалмия (псалмы 19, 20).

После шестопсалмия и мирной ектении вместо Бог Господь поется Аллилуиа со стихами и Троичные тропари гласа.

Затем стихословятся 3 кафизмы — 6-я (псалмы 37-45), 7-я (псалмы 46-54), 8-я (псалмы 55-63).

Каноны (святого из Минеи и два трипеснца из Триоди) поются в соединении с библейскими песнями.

Читается вседневное славословие.

После молитвы Небесный Царю священник читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

 

Общие особенности великопостных часов 

на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов стихословится рядовая кафизма. На каждом часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь часа. В конце каждого часа произносится молитва св. Ефрема Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к ним присоединяются изобразительны и вечерня.

1-й час.
Стихословится 9 кафизма (псалмы 64-69).
Тропарь часа Заутра услыши глас мой.
Также поется Стопы моя направи.

3-й час.
Стихословится 10 кафизма (псалмы 70-76).
Тропарь часа Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа.

6-й час.
Стихословится 11 кафизма (псалмы 77-84).
Тропарь часа Иже в шестый день же и час.
Читается тропарь пророчествапрокименпаремияпрокимен.

9-й час.
Стихословится 12 кафизма (псалмы 85-90).
Тропарь часа Иже в девятый час.
В конце 9-го часа молитва св. Ефрема Сирина с 3 поклонами.

Изобразительны.
После 9-го часа отверзается завеса от царских врат и хор поет Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем .
После молитвы «Боже, ущедри ны» — молитва св. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Вечерня вседневная .
Вечерня вседневная следует за изобразительными без начального возгласа.

Великое повечерие.

Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие поется отдельно от вечерни.

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

После обычного начала и 69 псалма читается Великий канон прп. Андрея Критского. По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского. Канон разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4 и прочее последование повечерия.

После 90 псалма поется С нами Бог с припевом Яко с нами Бог на каждый стих, тропари День прешед

После Верую иерей выходит из алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных (поклон). И далее поются молительные стихи.

После первого Трисвятого поются «велегласно и со сладкопением» тропари Невидимых враг моих.

После второго Трисвятого поются тропари Помилуй нас, Господи.

После третьего Трисвятого поются «велегласно и косно» (т.е. громко и медленно) Господи сил, с нами буди.

После возгласа «Боже, ущедри ны…» священник произносит молитву св.Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами).Во время чтения священником молитвы «Владыко многомилостиве…» все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова «Благословите, отцы святии…». Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» (или «Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных»). Священник, обратясь к алтарю, возглашает прошения ектении: Помолимся о великом Господине и Отце нашем…

 

 

Оцените статью
uspenie
 Свято-Успенский мужской монастырь, г. Орёл