Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

10 мая, в Неделю о расслабленном в обители совершено две Божественные литургии святителя Иоанна Златоуста.

Накануне в субботу Вечером в Успенском храме игумен Кирилл в сослужении братии обители в священном сане и протоиерея Василия Стойка монастыря совершил Всенощное бдение.

 

 

 

Раннюю Литургию в Успенском храме совершил иеромонах Митрофан.

По окончании богослужения отец Митрофан произнёс проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Что должно почерпнуть из сегодняшнего евангельского чтения.

Во-первых, мы видим поразительное терпение расслабленного – евангелист сообщает, что, на момент встречи его с Господом, он был в болезни 38 лет. При этом он не потерял надежды на исцеление, иначе не находился бы близ чудесной купальни у Овечьих ворот. Итак, расслабленный являет нам пример долготерпения в страдании и надежды на милость Божию и чудо.

Во-вторых, на примере сегодняшней евангельской истории, мы вновь дивимся непостижимому Промыслу Божию, ибо неизвестно нам, почему из множества болящих, окружавших купель, Господь Иисус Христос избрал именно этого человека и исцелил его.

В-третьих, чудом исцеления расслабленного Христос являет Себя Господом – Владыкой физического мира (исцеление тела) и мира духовного (это видно из того, что Христос говорит расслабленному о его грехах). А фарисеи не смогли через это чудо постичь Божественность Иисуса, но в ослеплении «искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин. 5:16). Мы не должны уподобляться им – ставить законничество выше милости к человеку.

Наконец, в сегодняшнем евангельском чтении скрыт и иной смысл – все мы больны духовно: через грехопадение прародителей и личные грехи. Мы все – расслабленные, сухие, хромые, худые… Может быть, кто-то физически и здоров, но духовно больны мы все. Наша задача состоит в том, что познать и осознать свое болезненное состояние души, свое падение. А иначе мы не сможем обратиться к Богу с покаянием, иначе нам не нужен Христос, пришедый в мир грешные спасти. Для психиатра слова больного человека о своём совершенном психическом здоровье являются явным подтверждением его  психической болезни. В духовном плане, человек, считающий себя не грешным, явно страдает гордостью и окамененным нечувствием. Как сказал Антоний Великий: «Самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба се есть богозабвение и тщеславие». Здоровый человек всегда к себе относится критично, дабы не сойти с ума. Так и в духовной жизни: «Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного… Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство — милость Божия, что он раб неключимый… Тогда открывается нам, насколько мы слабы, насколько повреждены падением, тогда начнем понуждать себя к исполнению Евангельских заповедей.» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

Мы всегда должны хранить сознание того, что нет у нас того здоровья, к нему должно стремиться, прося помощи Божией. И как при хроническом заболевании тела бывают периоды ремиссии и рецидива, так и в духовной жизни – если какие-то страсти не беспокоят нас, это не говорит о том, что у нас этих страстей нет. Просто всё  утихло на время. И как часто бывает, что не видим свои духовные болезни, а они есть! Поэтому и не знаем, что говорить Богу на исповеди. Нет у нас причин для того, чтобы считать  себя полностью здоровыми. Будем  молиться, не только об исцелении, но чтобы Господь всегда показывал эти наши раны, наше состояние – о даровании зрения своих грехов.

«Зрение своих грехов есть величайший дар Божий, который выше любых высоких созерцаний. Когда мы осознаём нашу внутреннюю тьму, когда открывается нам всё безобразие и отвратительность греха, тогда и Божественная благодать подаёт помощь и удостаивает своего утешения» (Схимонах Иосиф Ватопедский).

Аминь.

 

Позднюю Литургию также в Успенском храме возглавил игумен Кирилл в сослужении иеромонаха Петра, иеромонаха Антония и иеромонаха Елеазара.

После окончания Божественной Литургии проповедь сказал иеромонах Петр. Он напомнил,  что сегодня читалось Евангелие от расслабленном и зачитал этот отрывок на русском языке. По прочтении он пояснил,  что в настоящее время во время Евхаристии приносится безкровная жертва, а ранее заколался агнец,  овечка. И перед заколанием эту овечку омывали в водах Купальни, именуемой Вифезда (Овечья),  именно там и находился расслабленный, чающий движения воды и исцеления. Батюшка отметил,  что этот человек страдал 38 лет,  заболевание скорее не было врожденным,  а приобретенным. И когда Иисус спросил его хочет ли он исцелиться,  тот твердо,  но со смирением —  подчеркнул о. Петр,   отвечал о своем желании исцелиться. Нет такого человека, которого бы не смирил Господь, отметил батюшка. И Иисус, сказав: «Возьми свою постель и ходи»,  исцелил его,  добавив: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».  Благодаря телесной болезни человек исцелился духовно.

В конце батюшка призвал:  не будем грешить и  пожелал всем в это сложное время  терпения и всесильной, всеблагой помощи Божией.

По братской трапезе совершен чин о Панагии.

Фото: послушник Димитрий

В неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Тропарь, глас 3

Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,\ и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 3

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́емь:\ Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

https://youtu.be/HrIveeCE0QU

 

Оцените статью
uspenie
 Свято-Успенский мужской монастырь, г. Орёл