Любовь ко врагам. Памяти святых Царственных страстотерпцев.

Слово св. Иоанна Златоустого, яко не подобает зла за зло воздавати, ни враждовати

Всякая добродетель имеет свои степени. Можно и много того или другого добра делать, можно и мало. Возьмем для примера любовь ко врагам. У меня есть враги, но я прощаю им зло, которое они мне сделали, и сам не желаю им делать зла; это низшая степень любви ко врагам. Далее: мой враг в несчастии, и я помогаю ему: это вторая степень. Но бывает, что мой враг совершенно попал в мои руки, и я могу сделать с ним, что хочу, могу уничтожить его, выместить на нем все зло, которое он мне сделал, а между тем и тут поступаю по заповеди о любви к врагам, а врага, который положительно в моей власти, щажу и даже при таких условиях благодетельствую ему: это уже будет высшая степень добродетели и, так сказать, венец любви к врагам. Об этой последней степени этой добродетели мы сегодня и побеседуем.

Пример высшей степени любви к врагам, не говоря о примере Христа Спасителя, мы находим в Давиде. Известно, что после того, как он победил Голиафа, Саул из зависти стал злейшим его врагом и сперва тайно, а потом и открыто стал искать его смерти. То, как будто в припадке безумия, бросал в него копьем, то давал ему самые опасные поручения на войне, то однажды предложил сыну своему Ионафану и некоторым царедворцам убить его; а то, наконец, и сам лично покусился на это, предприняв против Давида поиски с вооруженною силою. Чем же Давид платил ему? Раз ему представился случай убить Саула. Однажды Саул вошел в пещеру, где был Давид со слугами. Давид отрезал у него край одежды и, когда Саул вышел из пещеры, закричал ему: «Господин мой, царь! зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят, что Давид умышляет зло на тебя? Посмотри, отец мой, вот у меня край твоей одежды; я отрезал его, а тебя не убил. Значит, у меня нет коварства против тебя». Саул сознался, что он напрасно подозревал его, – но ненадолго. Прошло немного времени, и Саул снова с войском пошел отыскивать Давида. Саул расположился станом в горах. Настала ночь. Давид прокрался в шатер Саула, взял копье, стоявшее у его изголовья, и сосуд с водою, взошел на противоположную гору и закричал: «Воины Саула! вы достойны смерти за то, что не бережете господина своего, помазанника Божия. Посмотрите, где копье царское и сосуд с водою, что были у изголовья его?» Саул проснулся, узнал голос Давида, увидел в его руках копье свое и опять раскаялся в том, что несправедливо преследовал Давида.

Вот это подлинно высшая степень любви к врагам и, как составляющая подвиг высокий, привлекает, конечно, на человека и особенную милость Божью. Для подтверждения этой истины возьмем хоть бы того же Давида. За его незлобие Господь даровал ему царство, помог победить все соседние народы, восторжествовать над домашними врагами, обещал утвердить престол его до века. И как было с Давидом, так будет и со всяким, кто утвердит в себе эту высокую, с самораспятием соединенную любовь. Св. Златоуст говорит: «Егда узриши врага твоего в руках твоих, не мучи его, но паче помилуй. Тогда бо ти подобает пощадити брата твоего, егда ему господин будеши; помиловав бо, и сам от Бога обрящеши милость. Аще ли и ты когда впадеши в некую лютую напасть, с великим дерзновением сам испросиши от Бога отдания, паче же и милость от Него получиши» (Прол. Июля 4).

Созидайте же, братие, спасение свое и чрез врагов, если таковые есть у вас, и не забывайте, что и враги могут служить для вас одним из средств к достижению Царствия Божия, если только злобу к ним замените любовью, и зло, которое они вам сделали, покроете добром. «Люби врага твоего, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – чудотворец будеши, свою же и того душу спасеши. Аще же не имеши ми веры, искуси сам себе, начни отныне любити; Сын же Божий будет ти в том поручник (Лук. 21, 33): небо и земля мимо идут, словеса же Его не мимо идут. Конечне сын Вышняго будеши, коего сыновства мне и всем желая, глаголю: аминь» (Соч. св. Дим., изд. 1857 г., ч. 2, л. 527–528).

 

Па­мять свя­тым стра­с­то­терп­цам им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю, им­пе­ра­три­це Алек­сан­дре, их ча­дам – Алек­сию, Оль­ге, Та­ти­а­не, Ма­рии и Ана­с­та­сии со­вер­ша­ет­ся в день их уби­е­ния, 4 (17) июля, и в день со­бор­ной па­мя­ти но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сийских 25 ян­ва­ря (7 фев­ра­ля), ес­ли этот день сов­па­да­ет с вос­крес­ным днем, а ес­ли не сов­па­да­ет, то в бли­жай­шее вос­кре­се­ние по­сле 25 ян­ва­ря (7 фев­ра­ля).

Вместе с царской семьей были расстреляны: Евгений Боткинлейб-медик , Иван Харитоновповар, Алексей Трупплакей, Анна Демидовагорничная (40 лет).

 3 февраля 2016 года Архиерейским собором РПЦ было принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения, врача

В Государственном Архиве Российской Федерации  хранится последнее, неоконченное письмо Евгения Сергеевича Боткина, написанное накануне расстрела и найденное расстреливавшими:

«Я делаю последнюю попытку написать настоящее письмо – по крайней мере, отсюда… Мое добровольное заточение здесь настолько временем не ограничено, насколько ограничено мое земное существование. В сущности, я умер, умер для своих детей, для друзей, для дела… Я умер, но еще не похоронен, или заживо погребен – все равно, последствия практически одинаковы…

Надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза… Меня поддерживает убеждение, что “претерпевший до конца спасется“ и сознание, что я остаюсь верным принципам выпуска 1889-го года. Если вера без дел мертва, то дела без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей…

Это оправдывает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына». ru.wikipedia.org

 

Тропарь святым царственным страстотерпцам, глас 4

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Сегодня, православные люди, светло почтим семерых святых царственных страстотерпцев, единую домашнюю Церковь Христову: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Ибо они, не убоявшись заключения и многоразличных мучений, приняли от богоборцев смерть и надругательство над телами и достигли дерзновения в молитве ко Господу. Потому к ним с любовью воззовем: «О святые страстотерпцы, внемлите голосу покаяния и стонам народа нашего, укрепите землю Российскую в любви к Православию, от междоусобной войны сохраните, мир для мира у Бога испросите и душам нашим великую милость».

Ин тропарь святым царственным страстотерпцам, глас 5

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод:Царства земного лишение, заключение и многоразличные мучения ты с кротостью претерпел, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпец великий Боговенчанный царь Николай, потому мученическим венцом на небесах увенчал тебя с царицей и детьми и слугами твоими Христос Бог, Его же моли о помиловании страны Российской и о спасении наших душ.

 

Оцените статью
uspenie
 Свято-Успенский мужской монастырь, г. Орёл