Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – «мера в меру» – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, – 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
http://www.patriarchia.ru/

Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери  (О путеводительстве Божией Матери и о Ее нравственном достоинстве)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Дорогие во Христе братия и сестры! Когда человек отправляется в какую-либо дальнюю страну или город и путь туда ему неизвестен и опасен, тогда берет он в спутники опытного путеводителя, которому себя вверяет. И, несмотря на опасную дорогу, он благодаря этому путеводителю благополучно добирается до места своего назначения. Так бывает в быту житейском, но так же бывает и в жизни духовной, когда благочестивые христиане вверяют свою жизнь опытным путеводителям – небесным покровителям.

Путь духовной жизни христианина, стремящегося спасти свою душу, тернист и опасен, а потому и нуждается в водительстве. Ко многим святым угодникам Божиим прибегают благочестивые христиане в своих сердечных нуждах, но особенно – к Державной Царице Небесной, Пречистой Деве Марии, покровительству Которой и вручают свою жизнь – от самой юности до последней ее минуты. Казалось бы, пора детства и юности – самые невинные и безопасные годы, но кто может отрицать, что и в этом возрасте встречаются тысячи опасностей: соблазны, искушения, неправильное воспитание, потеря родителей, болезни могут в самом начале жизни загубить ее, и цветок жизни увянет навсегда. Это – наиболее ответственный период, и мудро поступают те благочестивые родители, которые еще с самых юных лет поручают своих чад покровительству Богоматери; история знает множество примеров, когда Богоматерь спасала детей от бесчисленных опасностей и иссушала ручьи детских слез.

Не легче и тот период жизни, когда человек приходит в возраст и достигает совершеннолетия: сколько здесь трудов, скорбей, болезней, опасностей, которые подавляют душу и тело и своей тяжестью готовы были бы сокрушить слабое создание человеческое, если бы не покров Богоматери и Ее помощь!

Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами: называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем.

Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Еван­гелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу.

Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм». Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический». Меркурий так и сделал – он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.

В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву, но столетием позже, в XV веке, жители Смоленска попросили вернуть икону их городу. Торжественно, с крестным ходом провожали икону из Москвы и, совершив перед ней последнее прощальное молебствие на Девичьем поле, отпустили ее в Смоленск. А позже неподалеку от места прощания с иконой выстроен был и до сей поры существующий Новодевичий женский монастырь.

Совершая ныне, дорогие мои, прославление Божией Матери, необходимо нам для нашего назидания вспомнить и нравственные достоинства Ее, которыми угодила Она Богу. Ведь Пресвятая Дева – единственная, Кто сподобилась высочайшей чести быть Матерью Бога Всевышнего.

С самого рождения Своего Дева Мария отличалась беспримерным благочестием, была целомудренна и телом, и духом, соединяя с таким дивным, равноангельским целомудрием величайшую во всем скромность – первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах, и в речах. Она одевалась благопристойно, со стыдливостью, украшая себя не плетением волос и не золотыми одеждами, но добрыми делами, дабы угодить Господу.

Женам надо в этом отношении брать пример с Богоматери и подражать Ей, потому что мы часто видим, что даже верующие жены, приходя в храм, одеваются неблагопристойно, полуобнажая себя и таким образом служа соблазном для других. Надо женам заботиться не о хорошем одеянии, а о добрых делах, как прилично это людям, посвятившим себя благочестию.

Пресвятая Дева Мария отличалась и необыкновенным смирением. Она, Которая имела общение с Богом и Ангелами, удостоившаяся такой высокой чести, везде старается быть последней, не требует Себе знаков почитания и похвал, а наоборот – живет в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих.

Она отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, с непоколебимым великодушием принимая все, что угодно было воле Божией послать Ей в Ее жизни. Она с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья, возлагая все упование Свое на Господа. Даже в те часы, когда Она видела Своего Возлюбленного Сына на Кресте, когда оружие прошло Ее душу, когда Она испытывала такие невообразимые скорби, каких никто из земнородных еще не претерпевал, – и тогда не пала Она под тяжестью креста Своего, но мужественно, твердо перенесла ниспосланное Ей испытание.

Но насколько Пресвятая Дева была предана воле Божией и насколько мужественна была душа Ее, настолько же была Она и сострадательна и нежна к людям, которых любила от всего сердца, чем и стяжала Себе любовь народную. И в этом нам надо Ей подражать.

Возлюбленные братия и сестры, помолимся ныне от всего сердца Царице Небесной, чтобы Она и нас путеводила от земли к вечному Небесному Царству, научая искренно любить Бога и исполнять Его святые заповеди и Своими молитвами охраняя нас от всякого зла, чтобы благополучно поживши в веке сем, переселиться нам в вечные обители и там прославлять Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом да будет слава и похвала во веки веков. Аминь.

28.07./10.08.1963 г.

https://azbyka.ru/

Оцените статью
uspenie
 Свято-Успенский мужской монастырь, г. Орёл