Икона Божией Матери «Знамение»

Новгородская икона Божией Матери «Знамение» – одна из наиболее почитаемых в нашем народе. Это главная святыня русского Севера.

Иконы типа «Знамение» появились на русской земле очень рано, а именоваться так стали после чуда, произошедшего в Новгороде в 1170 г.

Это было время, когда Русь раздирали междоусобицы. Объединенные полки русских князей двинулись на вольный Новгород, чтобы покорить его. Все новгородцы денно и нощно молились об избавлении города, архиепископ Новгородский Иоанн во время молитвы перед образом Господа нашего Иисуса Христа услышал голос: «Иди в церковь Святаго Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных».

Отслужив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Иоанн в присутствии молящихся вознес икону Божией Матери на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ и осыпали защитников градом стрел, одна из них попала в святой лик Пречистой. И обратилась икона лицом к городу, а из глаз Богородицы потекли святые слезы, оросив облачение архипастыря. «О великое и преславное чудо! Не суть то слезы, но милостивое знамение», – восклицает летописец.

Так осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном об избавлении города. В тот же миг непонятный страх объял нападавших, и новгородцы стали преследовать неприятеля, обратившегося в бегство.

Празднование в честь иконы владыка Иоанн установил 10 декабря. В конце XV – начале XVI в. чудотворный образ получил наименование «Знамение» (в значении «знак милости Божией»). Он широко почитался и в последующие столетия, став общерусской святыней. Икона «Знамение» – строго фронтальное поясное изображение Богородицы, поднявшей руки в молитве (иконографический тип «Оранта»). На груди Богоматери – медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне иконы – святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна – надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась. От живописи XII в. сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте.

В 1352 г. по молитвам перед этой иконой получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за неисчислимые милости и благодеяния, подаваемые Богородицей, новгородцы построили в 1356 г. церковь Знамения Пресвятой Богородицы, куда была торжественно перенесена чудотворная икона. Этот храм впоследствии стал собором Знаменского монастыря.

В середине XV в. в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами», которая послужила образцом для других икон, написанных на эту тему. Специалисты сравнивают этот образ с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом. В честь иконы Богоматери «Знамение» написаны два канона. Первый был составлен около 1140 г. иеромонахом Пахомием Лагофетом, приехавшим на Русь с Афона.

Икона "Знамение"
«Знамение» из церкви в Дубровицах
Икона "Знамение"
«Знамение» из церкви в Дубровицах

В годы советской власти икона «Знамение» хранилась в Новгородском музее, в настоящее время она находится в новгородском Софийском соборе, где возобновлены богослужения. На протяжении XII–XIX вв. с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по свей России; самые известные из них: Абалацкая (главная святыня Сибири), Царско-сельская (в Знаменской церкви Царского Села; считалась семейной святыней дома Романовых), Серафимо-Понетаевская (главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).

В церкви Знамения Пресвятой Богородицы усадьбы Дубровицы находится икона, написанная около 150 лет назад. Этот образ особо почитается прихожанами: еженедельно перед иконой служатся молебны с чтением акафиста. Взирая на святые иконы Небесной Заступницы, верующие люди испрашивают милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.

ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДУБРОВИЦАХ

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковных Дубровицах – уникальный православный храм. Ведь ни до, ни после так обильно скульптурами их не украшали.

Уникальный храм в Подольском районе Московской области оказался в ряду погибающих памятников в 47 государствах, среди которых как Афганистан и Ирак, так и благополучные западные страны.

Сегодня храм нуждается в дорогой и сложной реставрации. Всемирный фонд памятников, рассчитывая привлечь особое внимание, включил его в один список с древним перуанским Мачу Пикчу и Собором Святого Семейства архитектора Гауди в Испании.

Несмотря ни на что, здесь каждый день ведутся службы, читают молитвы. И, главное, верят, что свет из-под свода храма будет литься еще не одно столетие.

История строительства храма

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще нескоялько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

Архитектура храма

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

 ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Скульлптуры апостолов

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер храма

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Скульптурная композиция «Распятие»

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

Двухярусные хоры

История прихода

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Михаил Андреевич Порецкий

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил архиепископ Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся масштабные сложные реставрационные работы. Для этого было составлено несколько проектов реставрации храма начиная с гульбища и фундамента и кончая иконостасом и хорами.

В течение 2000 годов были отреставрированы все четыре большие белокаменные паперти храма и начата реставрация резного декора белокаменного гульбища. Эти работы еще не завершены. Также специализированной реставрационной организацией было проведено укрепление фундамента храма с заполнением специальным раствором возможных трещин и пустот на всех уровнях фундамента храма и гульбища.

В интерьере храма проведена косметическая реставрация скульптурных горельефов. С 2003 по 2018 года велась реставрация резного позолоченного иконостаса храма. Полностью были отреставрированы сохранившиеся иконы конца XVII века и воссозданы утраченные. Начата реставрация резных позолоченных хоров.

Иконостас 2003 г.
Иконостас 2003 г.
Иконостас 2005 г.
Иконостас 2005 г.
Иконостас 2019 г.
Иконостас 2019 г.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

http://<iframe width=»560″ height=»315″ src=»//www.1tv.ru/embed/160277:11″ frameborder=»0″ allow=»encrypted-media» allowfullscreen></iframe>

 

Оцените статью
uspenie
 Свято-Успенский мужской монастырь, г. Орёл